Главное – научить выбору

Не пропустите интересное!

В журнале «Дети в информационном обществе», номер 28(3) 2017 вышла статья «Главное – научить выбору» про возможности и ограничения в использовании онлайн-технологий в профессиональном консультировании.

Статья отлично оформлена и иллюстрирована, по запросу мы готовы переслать электронную версию журнала в формате PDF.

С полным текстом можно ознакомится здесь.


Главное – научить выбору


Авторы: 

Николай Пряжников, доктор педагогических наук, профессор 

Алексей Гусев, доктор психологических наук, профессор 

Константин Тюрин, кандидат психологических наук 

Людмила Мясникова


С каждым годом все больше и больше подростков и их родителей ощущают потребность в профориентации. К сожалению, система образования запаздывает с откликом на такой общественный запрос. В ходе исследования с участием около восьмидесяти студентов с разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова лишь чуть более половины респондентов отметили, что «какая-то работа с ними проводилась», да и то зачастую на уровне «двух-трех опросничков (тестиков)». 

Большинство выпускников у нас до сих пор решают свои карьерные вопросы либо «через знакомых», либо «с помощью родителей», тогда как во многих развитых странах около 80 процентов абитуриентов обращаются к профконсультантам (коучам, карьерным тренерам). Главная проблема в школах – катастрофическая нехватка времени: на профориентацию в лучшем случае выделяется всего лишь несколько часов. 

Настоящая профориентация предполагает не только помощь школьнику в конкретном выборе, но и постепенную подготовку полноценных субъектов профессионального и личностного самоопределения. Такая подготовка должна быть постепенной, поэтапной и проводиться не только со старшеклассниками. В профориентации важнее становится не сам выбор, а развитие способностей делать разные выборы в меняющейся ситуации. Речь идет не только о спросе и предложении на рынке труда. Главное здесь – это сам человек: когда школьник становится более информированным, у него меняются интересы и способности. Развитие полноценного субъекта самоопределения предполагает, что человек приобретает способность анализировать не только окружающий мир (включая мир профессий, возможности системы образования), но и самого себя, чтобы в итоге найти достойное место в мире. И для этого нужно разрабатывать специальные технологии. 

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, в ряде центров профориентации создаются информационные базы, помогающие подросткам сориентироваться в мире профессий, подобрать для себя подходящие вузы и колледжи. Так, достаточно интересная база разработана в центре профконсультации и тестирования компании «Гуманитарные технологии». Современные компьютерные технологии для профконсультирования в режиме онлайн разрабатываются в рамках отечественного проекта «Иннометрика» www.innometrica.pro. 


Как работают технологии в профориентировании 


В США наиболее распространенной и часто используемой методикой в карьерном консультировании являются Опросник карьерных интересов и Кластерный опросник карьерных интересов, представленные в онлайн-формах. Опросник карьерных интересов (Career Interest Survey) предполагает выбор предпочитаемого респондентом трудового действия в будущей профессии из двух альтернативных позиций по 86 пунктам. Каждый пункт относится к одной из 18 карьерных областей (групп профессий). В итоге подсчитывается количество выборов предпочитаемых действий по каждой области, выделяются три наиболее значимых, по которым дается их описание и примеры профессий. 

Кластерный опросник карьерных интересов (Career Claster Interest Survey) предполагает ответы респондента на вопросы по трем основным блокам: предпочитаемая деятельность (70 пунктов), личные качества (60 пунктов), школьные предметы (30 пунктов). По результатам заполнения онлайн-опросника выделяются наиболее подходящие карьерные кластеры. Авторы рассматривают данный опросник не как самостоятельную методику, а как элемент комплексного карьерного консультирования, включающего еще как минимум биографическую анкету и обсуждение с консультантом индивидуальных результатов для построения карьерной стратегии, выбора будущей профессии и разработки образовательной программы (Career Clusters and Pathways). 

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция к росту общественной потребности в высококвалифицированных кадрах в области инженерии и IT–технологий, что влечет за собой создание «профильных» методик карьерного консультирования. Так, в США используется Опросник карьерных интересов в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM-CIS). 

Интересен опыт разработки систем профориентационного консультирования в Индии. Очень популярный интернет ресурс https://www.careerguide. com с помощью обширного набора онлайн-методик позволяет выявить: «идеальные» области карьеры, карьерные мотиваторы, различные типы профпригодности, соотносимые с видами способностей (цифровая, пространственная, вербальная, критическая), карьерные интересы, личностные особенности, склонности и «противопоказания». Услуги компьютерного карьерного «гида» включают в себя прохождение психодиагностической методики с получением подробного отчета, индивидуальную консультацию, электронное пособие по выбору карьеры и разработки образовательного плана. 

В профориентации важнее становится не сам выбор, а развитие способностей делать разные выборы в меняющейся ситуации. 

Таким образом, в разных странах есть опыт консультирования в области профориентации в режиме онлайн, который необходимо обобщать и осмыслять. 


Выбирай и поступай 


В отличие от многих методик, используемых в профориентации, предлагаемая экспертная система «Выбирай и поступай – ВИП» не является тестом, где потребовалось бы делать достаточно трудоемкие психометрические нормы и постоянно обновлять их в зависимости от особенностей региона и конкретных обследуемых школьников. В основе предлагаемой методики заложена экспертная система, где обобщенные трудовые действия, отражающие главные компоненты анализа профессиональной деятельности, соотносятся с перечнем групп специальностей, который охватывает все основные сферы производства.

Оригинальной является процедура работы с методикой, в которой по каждому трудовому действию подросток оценивает свои желания («хочу»), свои возможности на данный момент («смогу сейчас») и свои перспективные возможности («смогу в будущем»). Учет перспективных возможностей важен для того, чтобы не «забраковывать» тех подростков, которые на данный момент еще недостаточно «профпригодны», – ведь у них все еще впереди, если, конечно, они постараются поработать над собой. По итогам таких самооценок и выборов в автоматическом режиме программа выделяет «гармонизированные» группы специальностей, где «хочу», «могу сейчас» и «смогу в будущем» наиболее оптимальны для данного подростка. 

На основе экспертных оценок специальности соотнесены с соответствующими образовательными заве- дениями (вузами и колледжами), а по каждому учебному заведению дается подробная информация об условиях поступления и обучения. Все это позволяет выделить для себя несколько вариантов профессий («укрупненных групп специальностей») и соответствующих учебных заведений. Окончательный выбор наиболее подходящего варианта подросток осуществляет на основе «Схемы альтернативного выбора», позволяющей ему уточнить свои предпочтения и указать нежелательные условия обучения. При этом подростку предлагается общая логика принятия решения (выбора), а оценку тех или иных факторов осуществляет он сам, фактически выступая в роли «эксперта», хорошо знающего свою конкретную ситуацию самоопределения и самого себя. 

Таким образом, подросток уточняет свои предпочтения в отношении определенных специальностей, потом знакомится с соответствующими учебными заведениями (работает с достаточно обширной информационной базой по всем вузам страны), выделяет для себя наиболее подходящие варианты и делает окончательный выбор. Надо отметить, что на протяжении всей процедуры работы с методикой «Выбирай и поступай – ВИП» подросток постепенно осваивает и саму логику принятия решения. Более подробно ознакомиться с методикой «ВИП» можно на сайте проекта «Иннометрика» https://b2c.innometrica.pro. 

Ниже представлены требования к информационным технологиям, возможные риски и позитивные эффекты онлайн-методик, которые мы во многом учли при разработке экспертной системы «Выбирай и поступай». 


Как сделать хорошую программу 


Информационные технологии в профориентации условно можно разбить на две группы: 

1) используемые в самой школе (на базе компьютерных классов) или в психологическом центре; 

2) используемые в домашних условиях в режиме онлайн. 

Заметим, что обозначенную выше методику «Выбирай и поступай» можно использовать и в школе (на базе компьютерного класса), и в режиме онлайн (для повторной работы, уже ознакомившись с основными правилами работы с методикой в школе). 

Можно сформулировать следующие требования к программам профориентации: 

1) доступность для школьников, когда для работы с такими технологиями не требовалось бы каждый раз получать особое разрешение; 

2) простота использования, позволяющая легко входить в соответствующие программы и самостоятельно с ними работать; 

3) научная обоснованность таких программ, предполагающая соотнесенность с наиболее важной проблематикой личностного и профессионального самоопределения и корректность предлагаемых выводов и рекомендаций; 

4) обучающий потенциал методик, предполагающий разные уровни сложности, призы за успешную работу; 

5) включение в методики потенциала, направленного на развитие личности в целом, который ориентировал бы школьника не только на собственный карьерный успех, но и на реализацию своей гражданской позиции;

6) возможность применения методики в сетевом режиме, когда над какими-то вопросами школьники работают вместе; 

7) возможность модифицировать или даже разрабатывать некоторые методики самими учащимися. 

Что касается последнего пункта, то наш опыт обращения к старшеклассникам в качестве экспертов показал, что подростки активно откликаются на такие предложения и работают очень качественно, делая вполне конструктивные замечания профессиональным проектировщикам подобных методик. 

Для программ, предназначенных для использования дома, стоит добавить следующие требования: 

1) увлекательность методик, когда школьник, начав ее использовать, доводит дело до конца; 

2) усиление игрового момента, когда кроме призов могут быть и задействованы определенные санкции (проигрыши), делающие работу с методикой более серьезной, ответственной, а значит – и более интригующей; 

3) возможность обращаться к методике многократно; 

4) возможность рассматривать профориентационные вопросы в контексте более широкой проблематики, включающей и социальное, и гражданское, и семейное, и досуговое самоопределение; 

5) существование разных уровней сложности, когда сама онлайн-программа может рассматриваться как своеобразный «тренажер» для постепенного развития школьника как субъекта самоопределения; 

6) возможность обогащать методику своими силами, меняя правила, выступая в роли эксперта; 

7) возможность использовать некоторые онлайн-технологии в глобальном сетевом режиме. 


Плюсы и минусы 


Огромный потенциал использования онлайн-методик в профориентации имеет и оборотную сторону, в принципе свойственную любым технологиям. Один из очень существенных рисков – перекладывание ответственности за жизненно важный выбор на компьютерную программу. Именно поэтому желательно, чтобы программы по профессиональному ориентированию больше знакомили ребят с самой логикой выбора и давали лишь приблизительные варианты рекомендаций. Среди других возможных минусов – высокая стоимость таких программ, чрезмерное упрощение в целях сделать методику более привлекательной или же, напротив, переусложненность, отсутствие четких и понятных инструкций по использованию. 

Однако плюсы, похоже, перевешивают минусы. В дополнение к тому, о чем уже говорилось, можно отметить следующие моменты: 

Подобные онлайн-методики во многом компенсируют недостаток внимания к профориентации (и вообще к кадровой политике, частью которой и должна быть профориентация) со стороны официальных структур.

Открываются особые перспективы для профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Появляются возможности проверить себя и развить определенные навыки по достижению карьерного и жизненного успеха для школьников, живущих в отдаленных местностях, где ощущается недостаток квалифицированных профессиональных консультантов. 

Возможность работать с онлайн-методиками в домашних условиях при активном участии родителей школьника, когда подобная методика – это своеобразное предложение самой логики рассмотрения и решения проблем самоопределения, волнующих всю семью. Таким образом, обучаться делать правильный выбор и искать свое место в жизни могут и другие члены семьи. Заметим, что первичная апробация некоторых наших методик профориентации, в том числе онлайн-системы «Выбирай и поступай – ВИП», показала высокую заинтересованность родителей школьников, даже пожелавших испытать такие методики на себе, что побудило нас разрабатывать уже и взрослые ее версии. 

И все же надо признать, что часть школьников в онлайн-режиме не доводила работу по методике «ВИП» до конца. Это побудило нас включить в программу более интригующие моменты, обогатить ее эмоционально (например, использовать игровые призы), а также несколько упростить саму процедуру работы с системой. В ближайшей перспективе будут созданы разные уровни сложности в работе с данной методикой: более простой для начинающих и более сложный – для продвинутых пользователей. Понятно, что такие методики должны постоянно совершенствоваться, одновременно формируя и у самих подростков готовность работать с более сложными


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.