HR, карьера, профориентация (hr) wrote,
HR, карьера, профориентация
hr

HR-tech: будущее уже наступило, прошлое еще не ушло



В российской HR-практике перспективные цифровые технологии соседствуют с архаичными приемами, сохранившимися с советских времен.

У вас есть аккаунт в сети Facebook? Считаете ли вы себя в связи с этим сотрудником Facebook? Скорее всего, не считаете. Однако вы являетесь сотрудником компании, если понимать под словом «сотрудник» не только тех, кто приходит в офис и находится в нем восемь часов, но также тех, кто отдает компании свое время, например, создавая контент и реагируя на действия других участников социальной сети. Эту идею высказали участники Дискуссионного HR-клуба, который состоялся в рамках Skolkovo Business Fest в Московской школе управления «Сколково». Тема встречи: «Эпоха цифровой трансформации. HR – быть или не быть?».

В современной российской HR-практике присутствуют одновременно и перспективные цифровые технологии, позволяющие компаниям быстро находить и интегрировать в бизнес нужных людей, и архаичные процедуры, сохранившиеся с советских времен. Как выразился один из участников встречи, «будущее уже пришло, но прошлое еще не ушло».

Открывая встречу, модераторы – профессор практики «Сколково» Светлана Миронюк и директор департамента корпоративных программ Марина Корбан – напомнили следующие цифры из российского исследования Ward Howell, проведенного в 2016 году: «Около 87% респондентов сообщили, что они являются активными пользователями цифровых технологий. Большинство компаний уже автоматизировало базовые HR-функции – кадровое администрирование (76%), рекрутмент (70%), многие пошли дальше, автоматизировав расчет компенсаций и льгот (46%), а также развитие и обучение персонала (39%). С другой стороны – только 30% опрошенных компаний удовлетворены используемыми решениями. 50% компаний не удовлетворены, но не планируют ничего менять, и около 20% не удовлетворены и планируют перейти на новые системы».

Executive.ru знакомит читателей с несколькими тезисами, которые привлекли внимание корреспондента портала.

«Вертикальные корпорации будут разрушены»
Почему HR-функция стремительно автоматизируется? Директор по проектной работе Московской школы управления «Сколково» Николай Верховенский считает, что это – часть более широкого процесса: стремительно автоматизируется весь бизнес. Главный мотив автоматизации – повышение маржинальности. Переход на цифровые технологии в ряде случаев позволяет кратно повысить маржинальность. В свою очередь этот переход приводит к тому, что в компании сохраняются только ключевые компетенции, тогда как не ключевые передаются на аутсорсинг и уходят на второй план. Компания Boeing сегодня сосредоточена на сборке и испытаниях самолета, но не на изготовлении деталей для лайнеров.

Аутсорсинг повышает мобильность бизнеса и ставит перед компанией вопрос: кого она должна считать своими сотрудниками? Традиционное понимание «сотрудник – это человек, который восемь часов работает в офисе» уступает место новому: «сотрудники – это все люди, кто работает с компанией». Соответственно, меняется единица измерения труда: сотрудники теперь не оперируют понятием «рабочий день», они оценивают свой труд за час.

В социальных сетях таких как «ВКонтакте» и Facebook существуют большие возможности для HR-менеджеров, однако они не всегда умеют использовать эти возможности. В компаниях существуют разрозненные массивы данных, которые могут быть использованы для работы с персоналом, но эти данные не объединены в систему. В перспективе корпоративные данные и данные социальных сетей будут генерировать единый цифровой профиль сотрудника, но это в перспективе, а пока ситуацию можно определить так: будущее уже наступило, а прошлое еще не ушло. Новые технологии вступают в конфликт со старыми регламентами. Пример, который иллюстрирует эту мысль: в некоторых компаниях для того, чтобы получить электронный пропуск гостя, нужно одновременно получить и бумажный пропуск: цифровая и аналоговая практика соседствуют в одном процессе.

Прогноз: автоматизация HR-функции приведет к тому, что вертикальные корпорации будут разрушены. HR-специалисты станут частью сетевой структуры. В мире будет несколько HR-платформ, на которых и будут работать HR-менеджеры. У каждого человека будет своя оцифрованная траектория профессионального развития.

«Цифровизация приводит к созданию рабочих мест»
Группа компаний «Юлмарт» три года назад перешла от понятия «штатная численность» к понятию «эффективная численность», заявила директор по персоналу «Юлмарта» Дарья Беляева. Сейчас в этой торговой компании, занимающейся онлайн-продажей товаров и цифрового контента, есть два контура учета: один из них отражает государственные требования к работе с персоналом, второй – корпоративную практику, при этом все, что касается поиска, привлечения, оформления сотрудников, переведено в «цифру».

Когда компания только приступила к цифровизации всей работы с персоналом, сотрудники кадровой службы «Юлмарта» были уверены в том, что эта цель недостижима. Однако теперь они уверены, что без цифровизации просто не справились бы с текущими задачами. Безбумажный оборот в «Юлмарте» составляет 15 тыс. документов в обычный месяц. В сезон эта цифра может вырасти в два-три раза. «Юлмарт» работает в 240 городах, по одним и тем же стандартам, и это стало возможно благодаря цифровизации.

Прогноз: цифровизация приводит не только к сокращению, но и к созданию рабочих мест. В «Юлмарте» резко выросло число людей с ограниченными возможностями, работающих в удаленном доступе из дома, например, на позициях операторов колл-центров. Для многих из них «Юлмарт» стал первым местом работы. «Надо видеть их глаза, когда они приезжают на корпоратив в колясках, с родителями, – говорит Дарья Беляева. – Все это стало возможно благодаря цифровизации».

«Компаниям надо научиться копить данные»
Автоматизация HR-функции приводит к значимому эффекту в массовых профессиях, считает вице-президент по персоналу и образовательным проектам Mail.ru Group Ольга Филатова. Стоимость закрытия вакансии падает в четыре раза, а скорость закрытия возрастает в два раза. Однако положительный эффект в HR возможен только в том случае, если компания умеет работать с данными. У бизнеса есть много оперативных данных о состоянии самых процессов, однако далеко не всегда эти данные анализируются и используются для работы с персоналом.

Значимые результаты достигаются тогда, когда правильные технологии работают с правильными данными. В HR-управлении сейчас происходит процесс, который в маркетинге проходил несколько лет назад: цифровизация этой функции бизнеса.

Прогноз: выиграют те компании, которые научатся копить данные, имеющие значение для работы с персоналом, и обрабатывать эти данные с помощью эффективных технологий. Будущее наступает неравномерно: не по компаниям, а по функциям в компаниях. Чтобы быть в авангарде, сотрудничайте с компаниями-лидерами.

«У бизнеса есть данные, но нет системы работы с данными»
Сегодня компания перестает ограничиваться рамками ООО или АО. В современном понимании компания – это все люди, участвующие в бизнесе, включая кандидатов, партнеров, студентов, считает директор департамента оценки, обучения и развития персонала «Ростелекома» Никита Черкасенко. Что из этого следует?

Во-первых, компания должна научиться взаимодействовать с каждой из этих групп; разрушать барьеры, мешающие сотрудникам быстро и эффективно интегрироваться в бизнес. HR-менеджер должен понимать, как найти, принять и интегрировать в бизнес именно тех кандидатов, которые нужны компании. В «Ростелекоме» эта система выстроена, она позволяет отслеживать конверсии на каждом этапе этого процесса.

Во-вторых, бизнесу предстоит выстроить эффективную систему аналитики, которая позволит принимать правильные решения на основе тех данных, которые уже есть, и которые появятся в будущем. У компаний есть разного рода dashboards, которые отражают процессы, но нет системы принятия оперативных решений на основе этих данных.

Прогноз: российский рынок HR-стартапов сейчас повторяет те тенденции, которые имели место на американском и европейском рынках пять-шесть лет назад. Мы будем двигаться в том же направлении, что и весь мир. Чтобы не отстать от времени, надо учить языки, в том числе искусственные (языки программирования).

«Развитие возможно только там, где его стимулирует CEO»
Медиаиндустрия была первой отраслью, которую затронула цифровизация, напомнила вице-президент по развитию ACMG Media Екатерина Тихомирова. Цифра полностью изменила пейзаж отрасли. Контент теперь передается по разным каналам дистрибуции, и от команд редакторов и издателей требуется умение работать с каждым каналом. Сотрудники понимают, что медиа меняется, но не всегда готовы меняться сами. Перед HR-менеджерами в медиаотрасли стоит задача искать и находить таких людей, которые готовы к изменениям.

Прогноз: успешное развитие возможно только в тех компаниях, где CEO является спонсором преобразований, где он подает пример и стимулирует сотрудников работать над собой.

* * *

«У бизнеса и государства появляется все больше данных о нас с вами, рано или поздно эти данные будут интегрированы в базы, – подвел итог дискуссии советник ректора «Сколково» Гор Нахапетян. – Будут созданы цифровые профили граждан, и это обстоятельство окажет влияние на социальную жизнь. Какое именно влияние – пока утверждать рано. В Китае проводится эксперимент по оценке граждан в формате 360 градусов: из суммы поступков гражданина формируется его рейтинг, который может влиять и на ставку, по которой он получит кредит, и на его шансы занять ту или иную вакансию. А в компании Uber на мой вопрос, какая проблема является главной для компании, ответили, что они не знают, как уволить 1 млн человек. Кто мог предположить такое еще несколько лет назад?»

источник: http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1987447-hr-tech-buduschee-uzhe-nastupilo-proshloe-esche-ne-ushlo

Tags: #hr
Subscribe
promo hr april 7, 10:00 12
Buy for 10 tokens
Этот блог будет полезен не только работникам отдела кадров HR-специалистам, но и всем, кто задумался о выборе профессии. Всё самое интересное о том, как правильно выбрать свою дорогу в жизни, как проверить свои знания, а также - как быстро подобрать нужного сотрудника. Наши методики…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments